clock
ПН - ПТ 10:00 - 18:00
СБ - ВС Выходной
banner

Экспертиза капремонта социальных объектов: контроль сметных решений

В Липецкой области проекты капитального ремонта школ, больниц, детских садов и домов культуры составляют значительную часть муниципальных закупок по 44-ФЗ. Именно для таких объектов особое внимание уделяется экспертизе сметной документации: от правильности расчётов зависит не только достоверность НМЦК, но и эффективность расходования бюджетных средств. Ошибки в сметных решениях при капремонте чаще всего становятся предметом замечаний КСП и Казначейства.

Нормативная основа и актуальность

Экспертиза капитального ремонта проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 841 и Постановлением № 87. На региональном уровне применяется база ТЕР Липецкой области (ред. 2025), учитывающая стоимость ресурсов, характерных для региона. Проверка достоверности сметных решений направлена на подтверждение законности и обоснованности бюджетных расходов, а также на исключение завышения стоимости контрактов.

Для заказчика корректность смет по ТЕР региона является ключевым аргументом при защите проекта в контролирующих органах.

Типичные ошибки и риски

При экспертизе сметной документации по капремонту в Липецкой области часто выявляются следующие нарушения:

  • использование устаревших расценок и коэффициентов без приведения к ТЕР-2025;
  • необоснованное включение дополнительных видов работ;
  • несоответствие локальных смет проектным решениям;
  • ошибки при расчёте индексов пересчёта и накладных расходов;
  • отсутствие обоснования для применённых цен на материалы и оборудование.

Такие ошибки приводят к завышению сметной стоимости, что становится основанием для корректировки или отказа в выдаче положительного заключения экспертизы.

Практика региона

В 2024 году КСП Липецкой области провела контроль экспертиз капремонта в районах Данковском, Елецком и Усманском. В 35 % случаев выявлены несоответствия смет нормативной базе. После пересчёта по ТЕР Липецкой области (ред. 2025) и устранения завышений экономия бюджета составила более 15 млн рублей.

Показатель До экспертизы После корректировки Изменение
Средняя стоимость смет 22,7 млн ₽ 20,8 млн ₽ −1,9 млн ₽ (−8,4 %)

Корректировка позволила исключить необоснованные затраты и подтвердить достоверность смет. Все пересчитанные проекты получили положительные заключения экспертизы, а результаты были признаны КСП обоснованными.

Вывод

Для заказчиков Липецкой области экспертиза капремонта социальных объектов — это инструмент обеспечения финансовой прозрачности и законности расходов. Применение актуальной базы ТЕР (ред. 2025), проверка соответствия смет проектным решениям и контроль индексов позволяют избежать претензий со стороны контролирующих органов и гарантируют надёжность контрактных расчётов.