В Липецкой области проекты капитального ремонта школ, больниц, детских садов и домов культуры составляют значительную часть муниципальных закупок по 44-ФЗ. Именно для таких объектов особое внимание уделяется экспертизе сметной документации: от правильности расчётов зависит не только достоверность НМЦК, но и эффективность расходования бюджетных средств. Ошибки в сметных решениях при капремонте чаще всего становятся предметом замечаний КСП и Казначейства.
Экспертиза капитального ремонта проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 841 и Постановлением № 87. На региональном уровне применяется база ТЕР Липецкой области (ред. 2025), учитывающая стоимость ресурсов, характерных для региона. Проверка достоверности сметных решений направлена на подтверждение законности и обоснованности бюджетных расходов, а также на исключение завышения стоимости контрактов.
Для заказчика корректность смет по ТЕР региона является ключевым аргументом при защите проекта в контролирующих органах.
При экспертизе сметной документации по капремонту в Липецкой области часто выявляются следующие нарушения:
Такие ошибки приводят к завышению сметной стоимости, что становится основанием для корректировки или отказа в выдаче положительного заключения экспертизы.
В 2024 году КСП Липецкой области провела контроль экспертиз капремонта в районах Данковском, Елецком и Усманском. В 35 % случаев выявлены несоответствия смет нормативной базе. После пересчёта по ТЕР Липецкой области (ред. 2025) и устранения завышений экономия бюджета составила более 15 млн рублей.
| Показатель | До экспертизы | После корректировки | Изменение |
|---|---|---|---|
| Средняя стоимость смет | 22,7 млн ₽ | 20,8 млн ₽ | −1,9 млн ₽ (−8,4 %) |
Корректировка позволила исключить необоснованные затраты и подтвердить достоверность смет. Все пересчитанные проекты получили положительные заключения экспертизы, а результаты были признаны КСП обоснованными.
Для заказчиков Липецкой области экспертиза капремонта социальных объектов — это инструмент обеспечения финансовой прозрачности и законности расходов. Применение актуальной базы ТЕР (ред. 2025), проверка соответствия смет проектным решениям и контроль индексов позволяют избежать претензий со стороны контролирующих органов и гарантируют надёжность контрактных расчётов.